История ветерана Ивана Григорьевича Сетежева

  • 2 мая 2019

В октябре прошлого года не стало участника Великой Отечественной войны Ивана Григорьевича Сетежева. «Я прожил хорошую жизнь и считаю себя счастливым человеком», - говорил он и, как никто другой, был вправе сказать эти слова. Весь путь, который он прошел, - и боевой, и трудовой, - яркое тому подтверждение.

Семь представителей семьи Сетежевых ушли на фронт, вернулись из них только трое. Отец Ивана Сетежева погиб в 1942 году, когда его старшему сыну было только 14 лет. Иван рвался на фронт, чтобы отомстить за отца, но был слишком юн, чтобы подлежать призыву. Работал в колхозе, автослесарем на заводе, а в 1944 году вместе с друзьями собрал нехитрые пожитки и явился в военкомат. Метрической выписки с собой не было, только справка о рождении, датированная 1927 годом.

На самом деле Иван Григорьевич родился годом позже. Очень боялся, что догадаются о приписке, ведь росточка он был небольшого - чуть больше полтора метра. Но обошлось. Отправили вместе с друзьями на фронт – сначала в Харьков, а потом в Волчанск, где формировалась 5-я воздушная армия.

16-летний солдат был зачислен в 192-ю штурмовую авиационную базу 5-й воздушной армии механиком. Это была очень крупная база, обслуживающая три дивизии.

Первое боевое крещение Иван Сетежев получил под Люблином, в Польше. Здесь он узнал, что такое война, как выжить, не погибнуть от случайной пули.

Иван Григорьевич обслуживал самолеты ИЛ-2, экипаж которых состоял из четырех человек - летчика, воздушного стрелка, моториста и механика. Механика летчики называли «сердцем двигателя». Главной его задачей было содержать самолет в боевой готовности. В начале сорок пятого летчики делали по нескольку вылетов в день. Вставать приходилось в 3-4 часа утра, чтобы заправить самолет. Вооружения на ИЛ-2 было много, только бомб 500 кг или шесть реактивных снарядов. А после каждого боевого вылета самолет тщательно осматривался, если были пробоины, их немедленно устраняли, проверяли вооружение.

До 1946 года Иван Сетежев служил в Польской армии, участвовал в форсировании Одера, освобождении Варшавы, Познани, Лодзи, других польских городов. Потому у него так много было польских наград – «За форсирование Одера», «За освобождение Варшавы», других медалей. Грудь ветерана также украшала медаль «За победу над Германией».

- 9 мая, - воспоминал Иван Григорьевич, - нас разбудили по тревоге в 4 часа утра. Мы погрузились в ма-шины и поехали на аэродром. Пальба вокруг сильнейшая, ничего не можем понять. Но тут подъезжает командир полка и радостно кричит: «Ребята! Победа! Война закончилась!».

Чуть позже Иван Сетежев расписался на рейхстаге: «Мы пришли с Волги!». В общей сложности он прослужил в армии 8 лет, до 1946 года - в Польше, потом в Германии, в составе 26-й воздушной армии 226-го отдельного смешанного авиационного батальона. В 1952 году Иван Григорьевич приехал в Дербент, где жила его тетя. Была здесь у него и девушка, с которой он был заочно знаком и переписывался четыре года. В том же году сыграли свадьбу, с Раисой Матвеевной они прожили вместе 65 лет, вырастили двух сыновей. Старший сын, выбравший службу в милиции, трагически погиб, а младший окончил Харьковское высшее авиационное училище, дослужился до полковника.

Иван Григорьевич пользовался неизменным уважением и в своей семье, и в тех коллективах, в которых он трудился, и во всем городе. А работал он физруком в школе и, кстати, был в то время единственным учителем по физкультуре, кто имел специальное образование. Затем, в течение 30 лет, трудился на заводе «Радиоэлемент» - наладчиком, мастером, начальником смены. Сын, живущий в Липецке, постоянно приглашал родителей переехать к нему, но те отказывались.

- Я чувствую здесь себя своим, - говорил Иван Сетежев. - Дербент давно стал для меня родным городом.

Война оставила глубокий след в его жизни, но было в ней не только горькое - именно в те страшные годы, когда судьба испытывала каждого, он нашел настоящих друзей. Пусть их встречи были редки, но они не забывали друг друга, писали письма, перезванивались. Иван Григорьевич тепло вспоминал о встречах с однополчанами в Ульяновске и Сызрани Куйбышевской области. Но особенно запомнилась ему встреча в Москве, на которую собрались представители трех поколений, служивших в 226-м транспортном отдельном авиационном полку. А с четырьмя друзьями-однополчанами, жившими в Тольятти, Ижевске, Липецке и Солнечногорске, он поддерживал особенно тесную связь. Все они с семьями побывали в Дербенте, ездил к ним и Иван Григорьевич. Друзьям-однополчанам было что вспомнить, о чем поговорить.

Иван Григорьевич неизменно участвовал в митингах и парадах, которые проходили 9 Мая на пл. Свободы, обращался к собравшимся со словами поздравления и пожеланиями, чтобы новые поколения дербентцев никогда не знали, что такое война. Благодарные дербентцы всегда будут помнить Ивана Сетежева – человека, который вместе с миллионами других советских солдат и офицеров освобождал Европу, весь мир от коричневой чумы - фашизма.